Устойчивое промышленное сообщество
В настоящее время стиль жизни, который в значительной степени зависит от
Сохранившиеся в урбанизированных системах природные участки не способны компенсировать агрессивное техногенное воздействие производственно- хозяйственных объектов. Именно поэтому предприятия обязаны организовывать специальные барьерные территории между своими площадками и прилегающими жилыми массивами, называемые санитарно-защитными зонами (СЗЗ) и санитарными разрывами.
Эти территории оказывают непосредственное влияние на формирование городской среды благодаря вещественно-энергетическому и информационному обмену между производственной и жилой зонами.
Факторы и предпосылки организации барьерных территорий в индустриальных городах |
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПЛОЩАДКА | САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА | СЕЛИТЕБА (ЖИЛАЯ ЗОНА) |
Источники техногенного воздействия. Газоочистные установки. Экологическая политика предприятия | Проектирование грамотного озеленения и благоустройства, ограниченный режим землепользования | Зона приоритетного влияния предприятия. Требования нормативного качества атмосферы |
Производственные источники выброса функционируют непрерывно, а примеси загрязняющих веществ, первоначально накапливаясь над территорией предприятия, далее перемещаются потоками воздуха и соединяются с примесями от других промышленных объектов и транспорта. В условиях уплотненной застройки загрязнение воздуха носит солидарный региональный характер (производство, транспорт, коммунальные объекты). Над урбанизированной территорией, независимо от рассеивающей способности атмосферы, формируется свое «облако загрязнения». В этой ситуации многолетние зеленые насаждения СЗЗ являются своеобразными «зелеными фильтрами» и относятся к природоохранным технологиям «конца трубы».
Защита населения расстоянием уходит в прошлое: еще в древнем Израиле вокруг городов организовывались «зеленые пояса», а в российском Строительном Уставе 1857 г. рекомендовалось повсеместно отделять жилые постройки от промышленных сооружений специальной «зоной разрыва». Сегодня нормирование качества воздуха базируется на санитарно-гигиеническом подходе, поэтому СЗЗ сохраняют пространственное измерение (от 50 до 1 000 м), в пределах которого воздействие может превышать установленные гигиенические нормативы. Барьерная территория является элементом законодательства (природоохранного, земельного, градостроительного).
За рубежом аналогичные территории («защитные участки») проектируются в рамках градостроительного планирования (urban planning), их границы в странах ЕС варьируются на расстоянии 500 м от жилой застройки, в Канаде от 20 до 1 000 м, в Австралии от 300 до 2 000 м. В странах Европы при поддержке государства практикуются прогрессивные приемы организации промышленной агломерации, например в форме эколого-промышленных парков, функционирующих по принципу симбиотических связей (в частности, парк в датском городе Калундборг или биоэнергетическая симбиотическая сеть в г. Детва, Словакия).
Вовлеченные в общую городскую инфраструктуру предприятия формируют единые защитные участки, обмениваются побочными потоками, снижая производственные затраты и уменьшая загрязнение городской среды. В отечественной практике реконструкции старопромышленных зон преобладает перепрофилирование предприятий в технопарки с использованием наукоемких технологий.
Сегодня в большинстве индустриальных городов барьерные территории не дают полноценного защитного эффекта, потому что их границы перекрываются, встраиваются в жилые микрорайоны и общественно- культурные зоны, транспортные магистрали, не соответствуют по ширине, нормативам озеленения и благоустройства. Нами предпринята очередная попытка1 определения роли барьерных территорий в пространстве современного индустриального города. Обсуждаются важные аспекты экологической безопасности и комфортности урбанизированной территории. Возможно, авторское видение проблемы и выводы выходят за рамки традиционных представлений.
Современные градостроительные концепции предусматривают создание компактных и мультифункциональных городских территорий, а идея гармонизации уплотненной городской среды является мейнстримом для Европы, жители которой отказываются от жесткого функционального зонирования жизненного пространства. Смешение промышленных, жилых, торговых, развлекательных, офисных зданий и объектов популярно и на повсеместно урбанизированных территориях.
В составе признаков комфортного города выделим те, которые непосредственно связаны с эффективной организацией барьерной территории:
В регионах страны смешение функциональных участков становится объективным процессом, потому что растущие города захватывают промышленные зоны, которые когда-то были окраинами. Анализ публикаций и сообщений на урбанистических форумах показал, что вектор современного отечественного градостроительства также ориентирован на комплексное развитие территорий на базе балансирования потребностей в комфортной улично-дорожной инфраструктуре, как для жилой застройки, так и для промышленных объектов.
Потребность в «общественном пространстве» настолько возросла, что реконструировать необходимо не только инфраструктуру промзоны, но и прилегающие к ней районы, поэтому оптимизация территориального планирования начинается на промышленных площадках.
Практика реновации московских промзон («Южный порт», «ЗИЛ», «Красный Октябрь») демонстрирует возможность грамотного «встраивания промзон в городскую ткань» и развития территории промузлов совместно с городом, а не отдельно от него.
Для действующих промзон востребованы инновации, развивающие «инфраструктуру общественного пространства» и обеспечивающие безопасность, здоровый образ жизни, учет местных нужд, рациональное использование ограниченных и увеличивающихся в стоимости земельных участков. Промышленные зоны города, являясь одним из факторов дискомфорта, экологической и санитарной опасности, должны стать и действенным инструментом для решения возникающих проблем. Предлагаемая концепция барьерного потенциала СЗЗ конкретизирует один
из перспективных подходов.
Потенциал определяют как совокупность средств (способностей, ресурсов) и возможностей (благоприятных обстоятельств), необходимых для достижения определенной цели и решения конкретных задач. Барьерный потенциал СЗЗ есть сочетание готовности и достаточности ее активов для обеспечения комплекса санитарно-гигиенических, природоохранных, градостроительных нормативных требований в координации с ландшафтно-эстетическим, информационным и иными публично востребованными положительными результатами и эффектами.
Принципиальное значение имеет зонирование территории СЗЗ, то есть разделение на отдельные участки по уровню воздействия с целью рационального размещения специфических активов и максимизации отдачи барьерного потенциала. Зонирование основывается на анализе кривых приземных концентраций примесей и уровней сопряженных воздействий (шум, вибрация, избыточное тепло, излучение).
Анализ нормативных документов2 и результатов исследований А.В. Городкова,
М.М. Подколзина, С.А. Кулаковой, А.А. Матвеевой3 позволил заключить, что
барьерная территория делится на три подзоны:
Посадки деревьев в СЗЗ устраиваются в виде плотной структуры изолирующего типа, создающей на пути выброса механическую преграду, способную осаждать и поглощать часть примесей, или в виде ажурной структуры фильтрующего типа. Участок припромышленного защитного озеленения занимает от 13 до 53%, а участок приселитебного – 17–58% от общей площади СЗЗ. В новой редакции санитарных правил4 отсутствует само понятие «норматив озеленения», а уровень озеленения СЗЗ не регламентируется. Однако лучший опыт планировки барьерных территорий демонстрирует следующие соотношения границ СЗЗ и доли озеленения:
Функциональное зонирование СЗЗ косвенно подтверждает актуальность концепции ее барьерного потенциала: в условиях плотной городской застройки и дефицита земельных ресурсов территории специального санитарного землепользования должны более активно вовлекаться в утилитарную инфраструктуру общественного пространства. Защитное озеленение должно сочетать декоративные, разграничительные, маскирующие, почвозащитные, водоохранные и хозяйственные функции.
Барьерный потенциал создается благодаря упорядоченному сочетанию активов озеленения и благоустройства СЗЗ. Термин «актив» характеризует ресурс организации, задействованный в хозяйственных операциях, контролируемый в части достигаемых результатов и от которого ожидаются экономические выгоды в будущем5. С одной стороны, первичными признаками актива являются стоимостная оценка; функциональная полезность, востребованность, хозяйственный потенциал, высокая дифференциация, выгодоотдача. Данные признаки характерны для базовых элементов озеленения и благоустройства СЗЗ. С другой стороны, эксперты во главу угла ставят ликвидность и способность актива к покрытию обязательств организации, что может проявляться как конкретная или абстрактная способность к отчуждению, залогу или конфискации на основании судебного решения или как самостоятельная пригодность к реализации. В отношении «зеленых активов» это свойство не обнаруживается, но, тем не менее, ими обеспечивается синергия социо-экологического и производственного эффектов.
Типология подзон СЗЗ позволяет не только дифференцировать приемы отбора, размещения и ухода за растительностью, но и оптимизировать эксплуатационные издержки. Многолетние зеленые насаждения являются элементами имущества, на которые распространяются процедуры учета, амортизации, обслуживания и управления. Защитная функция зеленых насаждений является приоритетной (аккумулируют от 20 до 60% примесей), но реализуется не с момента посадки саженцев, а с момента наступления их эксплуатационного возраста. Она определяется биологической природой, составом примесей в выбросах и эффективностью газоочистки, ветровым режимом и иными природно-климатическими особенностями территории. В этом аспекте нами выделены три фазы жизненного цикла зеленых насаждений:
Фаза | Особенности функционирования | Управленческие воздействия |
| Высадка деревьев и доведение их до эксплуатационного возраста. Уход, обрезание, полив, защита от вредителей |
|
2. Операционная фаза – 25–30 лет | Активное санитарно- защитное функционирование и период полезной эксплуатации. Уход, обрезание, полив, защита от вредителей |
|
3. Ликвидационная фаза – 1–3 года | Угасание защитных и биологических функций, износ и старение. Утилизация растений |
|
Направление оценки | Показатель |
Апо – активы, реализующие природоохранную (экологическую) функцию | |
|
|
Аст – активы, реализующие санитарно-гигиеническую функцию | |
|
|
Ал – активы, реализующие ланшафтную функцию | |
|
|
Абк – активы, реализующие барьерно-контактную (маркировочную) функцию | |
|
|
Ааэ – активы, реализующие архитектурно-эстетическую функцию | |
|
|
Ау – активы, реализующие утилитарную (экономическую) функцию | |
|
|
Ами – активы, реализующие мониторинговую (информационную) функцию | |
|
|
Ар – активы, реализующие резервную функцию | |
|
|
Оценка барьерного потенциала СЗЗ позволяет идентифицировать и актуализировать показатели его качества, определить факторы, ограничивающие развитие, выявить резервы территории, обосновать наиболее эффективные варианты инженернокоммунальной инфраструктуры, планировки, озеленения и благоустройства.
Профессиональное суждение о качестве барьерного потенциала СЗЗ должно строиться на основе анализа причинно-следственной связи между уровнем развития инфраструктуры СЗЗ и степенью положительной отдачи потенциала.
Зеленые насаждения, как объекты основных средств, формируют эксплуатационные расходы, направленные на обеспечение выполнения законодательно установленных санитарногигиенических требований. Они включаются в себестоимость продукции, отражаясь на счете «Вложения во внеоборотные активы». Именно поэтому производственная отдача соответствует балансу этих издержек и компенсирующих их доходов от функционирования активов СЗЗ, имеющих коммерческий потенциал.
Социальная отдача опосредована интеграцией озелененных участков СЗЗ в единую систему озеленения и ландшафт населенного пункта. Барьерная территория поддерживает пространственную устойчивость и формирует промышленный дизайн наименее благоприятной части урбанизированной среды. Присутствие таких элементов благоустройства, как парковки, терминалы оплаты, информационные табло, скамейки, вымощенные тротуары, системы освещения, торговые автоматы создает комфортное публичное пространство. Появляется основание рассматривать территорию СЗЗ уже и как экономический актив города. Права на распоряжение ее участками рассредоточены между предприятиями, создающими проекты СЗЗ, и муниципальными органами власти, обладающими правом на земельный отвод и желающими получать в казну земельный доход. Если главная цель городского управления состоит в повышении качества жизни горожан и сохранении единства городской среды, то она полностью соответствует идее поддержания барьерного потенциала СЗЗ и не препятствует задаче повышения доходности землепользования.
Объективно в конкретный период времени под влиянием государственного администрирования, общественных ожиданий и ресурсных ограничений предприятия формируется определенная комбинация факторов развития барьерного потенциала СЗЗ. Возможны производственные ситуации, которым соответствует слабый, умеренный, средний, высокий и повышенный уровень его развития. Предлагается матричный рабочий инструмент оценивания и стратегического управления территорией СЗЗ.
Очевидно, что наиболее привлекательные барьерные территории попадают в 1 и 2 квадранты (высокий или повышенный потенциал). Для этих позиций обязательны наличие утвержденного и реализованного проекта СЗЗ, грамотная пространственная планировка территории, соответствие границ нормативным требованиям, наличие систем контроля, научно выверенный подбор зеленых насаждений и тип посадок, эффективная система поддержки растений, присутствие социально значимых элементов благоустройства.
В отношении оценки уровня развития инфраструктуры СЗЗ следует опираться на градостроительную практику, в которой регулярно проводится комплексная оценка территории с позиции соблюдения санитарно-гигиенических условий и достаточности инженернокоммунальной инфраструктуры. Однако уровень проработанности методики анализа территорий со специальным режимом землепользования остается очень низким. Сложность определяется комплексным и междисциплинарным характером задачи, требующей сбора, систематизации и интеграции специальной разнородной технической информации при формулировании профессионального суждения.
В границах концепции барьерного потенциала нами использована доступная экспертная оценка по 10-балльной шкале:
Интегральная оценка уровня развития всех групп активов, формирующих барьерный потенциал СЗЗ – БПАСЗЗ – может быть проведена по формуле:
БПАСЗЗ = ΣАiВi, (1)
где
Аi – усредненная балльная оценка конкретного актива,
Вi – весомость актива.
Из восьми групп активов только три непосредственно определяют защитные свойства территории СЗЗ, выполняя природоохранную (экологическую), санитарно-гигиеническую и ландшафтную функции. Остальные активы в большей степени укрепляют производственный потенциал, повышают комфортность территории для населения и персонала. Именно поэтому в комплексной оценке совокупная весомость приоритетных активов должна составлять 50%, и общая весомость оставшихся пяти групп активов также будет равна 50% (по 10% на группу).
Конкретизируем формулу (1):
БПАСЗЗ= 0,5 · (АПО + АСГ + АЛ) + 0,5 · (АБК + ААЭ + АУ + АР + АМИ) (2)
Фактическое состояние активов СЗЗ определенного предприятия можно сравнить с некоторой нормативной моделью, в которой активы имеют наивысшее качество (оценка 10 баллов). Коэффициент соответствия этой модели может быть рассчитан по формуле:
Ксоотв = [БПАСЗЗ/10] · 100% = 10 БПАСЗЗ (3)
Для предварительного оценивания принята следующая интерпретация Ксоотв:
а) более 80% – высокий уровень проявления барьерного потенциала СЗЗ;
б) от 60 до 80% – достаточный;
в) от 50 до 60% – средний (удовлетворительный);
г) менее 50% – низкий (не удовлетворительный).
Апробация методики проведена на предприятиях, формирующих инфраструктуру центральной части двух городов Ставрополья .
Экспертами выступали профессиональные экологи, специалисты по благоустройству, горожане, ученые.
Выявлен невысокий уровень развития активов СЗЗ, Ксоотв изменялся от 30 до 48%, что связано с низким уровнем озеленения припромышленных и приселитебных участков СЗЗ (не более 20%), высоким уровнем износа деревьев и их «случайным» подбором, отсутствием благоустроенных мест отдыха и социально значимых объектов благоустройства, неприглядным внешним видом территорий СЗЗ. В итоге положение территорий в матрице соответствует позиции «слабый барьерный потенциал СЗЗ».
Предложенный прием оценки позволяет оперативно определять текущее состояние и причины, тормозящие развитие территории СЗЗ, образно охватить альтернативные ситуации и объединить в интегральной оценке многообразную управленческую информацию.
Барьерный потенциал СЗЗ является сложной системой, поэтому имеет определенные особенности, к которым могут быть отнесены такие проявления:
Оптимизация управления процессом функционирования барьерных территорий индустриальных городов опирается на определенные принципы администрирования:
Сегодня развитие барьерного потенциала СЗЗ ограничено дефицитом финансов, применением непрогрессивных технологий производства и газоочистки, наличием технологических операций, для которых очистка выбросов объективно невозможна, низким уровнем систем экологического менеджмента, безразличием местной власти и нежеланием обременительного некоммерческого партнерства. Вместе с тем, по нашему мнению, факторами, стимулирующими предприятия к комплексной реконструкции СЗЗ и развитию ее барьерного потенциала, являются:
Основатель социально-экологической концепции городской среды В.Л. Глазычев указывал на то, что город, как среда обитания, не должен подменяться функциональными или пространственными элементами, а развитие среды жизнедеятельности должно интегрировать социальную инфраструктуру и предметно-пространственный контекст, расширяя пространство межчеловеческого общения.
Итак, территории СЗЗ – это категория более широкая, чем просто граница между промплощадкой и жилыми кварталами, а ее высокий барьерный потенциал становится конкурентным преимуществом, действующим на упреждение экологических и социальных рисков. Необходимо пересматривать отношение менеджмента к проекту СЗЗ как к «обременению», учитывать новые функции территории, отслеживать направления изменений барьерного потенциала в целях устойчивой деятельности. Согласно лучшей мировой практике, проект СЗЗ может быть естественным образом встроен в проекты реконструкции и модернизации производства, не исключая коммерциализацию отдельных ее объектов. Предложенная концепция барьерного потенциала СЗЗ имеет актуальность, научную новизну и практическую направленность.
Автор: Н. Н. КРУПИНА
В настоящее время стиль жизни, который в значительной степени зависит от
Определение целей и границ в относительно новой сфере – непростая задача.
Устойчивое развитие экономических систем различного уровня представляет собой экономический процесс в
В XXI веке экологическая проблематика продолжает оставаться одной из важнейших в