Экологическая безопасность, как основа национальной безопасности_ecosteks.ru

Экологическая безопасность – важный аспект национальной безопасности

Правовые основы охраны окружающей среды

Основополагающие нормы в области природопользования и охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации. Там говорится, что обязанностью каждого гражданина является охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам. Одновременно, Конституция гарантирует право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями. В ней закреплено, что земли и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, допускается частная собственность на землю и иные природные ресурсы.

Основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере всей природной среды и определяющим государственную стратегию в этом направлении, является Закон “Об охране окружающей среды”.

В основе этого Закона лежит охрана жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В нем закреплена компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней, органов экологического контроля в области охраны окружающей природной среды. В законе закреплен принцип научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Закон установил экологические требования к хозяйственным, военным, оборонным и иным объектам. Новеллой этого Закона является закрепление полномочий граждан и их общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды, установление всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования граждан.

В данном Законе впервые закреплен экономический механизм охраны
окружающей природной среды. Он включает планирование и финансирование природоохранных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов, сбросов, размещения отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за них; предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных технологий; возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Кроме того, в Законе содержатся нормы, определяющие порядок и основания
проведения экологической экспертизы, образования экологических
фондов, разрешения споров в области охраны окружающей природной среды,
ответственности за совершение экологических правонарушений, возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями и другие. Закон впервые дал определение экологического нарушения как виновного противоправного деяния, нарушающего природоохранное законодательство
и причиняющего вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Важное значение имеет принятый 23 ноября 1995 г. закон “Об экологической
экспертизе”, который регламентирует производство экологической экспертизы и определяет правомочия различных ветвей власти и местного самоуправления, порядок проведения экспертизы и виды ответственности
за нарушения данного закона (уголовная, административная, материальная,
гражданско-правовая).

Вопросы охраны окружающей среды регулируются также Законом РФ “Об охране атмосферного воздуха” , Законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральным законом РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, и другие нормативно-правовые акты.

Наряду с “экологическими” законами большое значение имеют нормативные
акты Президента и Правительства РФ, регулирующие отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды и положения, развивающие соответствующие нормы законодательных актов. Например, указы: “О федеральных природных ресурсах”, “О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере” и другие.

Помимо этого Постановлениями Правительства России утверждаются положения об органах экологического контроля, о порядке его осуществления
и порядке лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

Кроме того, разработаны и утверждены многочисленные положения, инструкции, государственные стандарты, санитарные правила и нормы, методические рекомендации по определению вредных токсичных веществ и их
концентраций в атмосфере, водных объектах и другие, которые действуют на всей территории Российской Федерации.

Среди ведомственных актов преобладают государственные стандарты, определяющие требования к качеству окружающей природной среды. Их значение в охране окружающей среды исключительно велико. (Например,
нормативы предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ,
правил сооружения и эксплуатации очистных сооружений, нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и другие требования).
Таким образом, можно заметить, что в части создания нормативно-правовой базы в области охраны окружающей природной среды за последние годы был принят целый ряд законодательных и нормативных документов, многие документы были отменены, вносились изменения в ранее действующие акты и надлежащая база, если еще и не создана окончательно, то, по крайне мере, активно формируется.

Уголовная ответственность за экологические преступления

Экологическая безопасность_Законодательная база_ecosteks.ru.jpg

Масштабы и тенденции экологических правонарушений, оказывают все более разрушительное влияние на состояние среды обитания и общественной безопасности России. Поэтому вступивший в силу с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации впервые в истории уголовного законодательства
нашей страны содержит самостоятельную 26 Главу “Экологические преступления”, что служит одной из гарантий обеспечения предусмотренного
Конституцией РФ (ст. 42) права каждого на благоприятную окружающую среду. К числу экологических преступлений были отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества. Кроме данной главы УК РФ содержит и ряд статей, имеющих экологическую сферу как дополнительный объект, в других главах Особенной части УК РФ. Например, ст. 358 УК с совершенно новым составом “экоцид”, где основным объектам является “Преступления против мира и человечества”. Однако отсутствует состав “экологический терроризм”, что является, на наш взгляд, существенным недостатком и требует доработки.

Глава “экологические преступления” помещена законодателями в раздел IX “Преступления против общественной безопасности и общественного порядка”. Подобное решение обусловлено тем, что родовым объектом экологических преступлений является общественная безопасность в широком смысле слова. В состав общественной безопасности входит экологическая безопасность,  предполагающая сохранение благоприятных: для человека и иных живых существ природной среды, а равно рациональное (без причинения трудно восполнимого ущерба) использование природных ресурсов.

Вместе с тем, в экологическом праве существуют различные мнения по поводу родового и видового объектов экологических преступлений. Так профессор Лопашенко Н. А. считает, что экологическая безопасность является видовым объектом экологических преступлений. Видовым объектом, по мнению А. П. Чугаева, выступают общественные отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Он также признает родовым объектом анализируемых преступлений общественную безопасность, здоровье населения, благоприятную ОПС. Ляпунов Ю. И. считает родовым объектом экологических преступлений специфическую группу однородных комплексных общественных отношений. Составным элементом этой общности является и экологический правопорядок. Здесь следует, по-видимому, согласиться с мнением Лопашенко Н. А., что все выше приводимые компоненты объекта экологических преступлений укладываются в понятие экологической безопасности.

В процессе формирования этой главы УК РФ была разработана система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств. При этом, действующий УК РФ отражает принципиально новые взгляды на охрану природы. По прежнему УК природные ресурсы рассматривались прежде всего с позиций охраны сырьевой базы хозяйствования. Соответственно большинство “экологических” статей предусматривали ответственность за преступления, связанные с незаконным захватом и разбазариванием природных богатств. В нынешнем уголовном законодательстве число подобных норм сократилось в три раза: природа оценивается, главным образом, как фактор биологического комфорта и жизнедеятельности человека. Указанная трансформация законодательных приоритетов не привела к изменению правоохранительной практики: уголовно-правовыми методами борьба ведется в основном с браконьерством и незаконной порубкой деревьев.

Загрязнение, разрушение природной среды наиболее болезненно сказывается
на человеческом самочувствии, но как и прежде, не находит адекватного реагирования.

Получили широкое распространение такие виды опасных деяний, как: разработка не возобновляемых природных ресурсов с нарушением законодательства о недропользовании; ввоз в Россию и захоронение опасных токсичных отходов; вывоз стратегически важных сырьевых запасов; трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения; экспорт и импорт озоноразрушающих веществ; незаконный ввоз в Россию и вывоз из страны редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.

При этом перемещению, как правило, придается законный вид (в качестве полуфабрикатов, сырья, лома металлов; “ввоза отходов”, которые подлежат захоронению на территории России на законных основаниях).

Вызывает беспокойство увеличение числа экологических преступлений на особо охраняемых природных территориях, что может привести к уничтожению генофонда животных и растений. В проблему национального характера превратилось браконьерство в территориальных морях Дальнего
Востока, на крупных реках России и в Северном Каспии.

Глава “Экологические преступления” УК РФ объединяет 17 статей, предусматривающих ответственность за посягательства на окружающую природную среду в целом и за специальные экологические преступления (посягают на отдельные объекты (компоненты, составные части природы)
Автор учебника “Экологическое право” доктор юридических наук, профессор
Ерофеев Б. В. предлагает все эти составы ” … классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства:

  1. Нарушения действующих правил в области экологопользования.
  2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и др.
  3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охран
    фауны.
  4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны
    флоры.”

Экологические услуги компании СТЭКС для предприятий и организаций: